Парма,
как известно, центр итальянской еды — здесь делают пармскую ветчину и
сыр пармезан. В Парме находится компания Parmalat, производятся макароны
Barilla. А рядом расположены офисы Ferrari и MaxMara. Но Мауро дель Рио
продает совершенно необычный для Пармы продукт и зарабатывает
$361,9 млн в год
На одной из вымощенных булыжниками улочек Пармы в здании бывшего
монастыря разместилась компания, продукция которой не вписывается в
рамки традиционного Made in Italy. Это фирма Buongiorno. Она поставляет
на рынок мобильные интернет-приложения и сотрудничает со
130 телекоммуникационными компаниями в 57 странах. Основатель
компании Мауро дель Рио, гендиректор Андреа Касалини и команда говорящих
на разных языках инженеров собрались в зале заседания совета
директоров. На столе стоят компьютеры iMac и кувшины со свежевыжатым
апельсиновым соком. Можно было бы думать, что действие происходит в
американской Кремниевой долине, если бы над головами собравшихся не
возвышался купол, расписанный фресками XVII в. «Здесь
хорошая энергетика, а наша работа еще ее улучшает», — улыбается
49-летний гендиректор, который, как почти все руководство компании,
родился и вырос в Парме. Buongiorno поставляет мобильный контент (мелодии
для звонков, игры, графика) пользователям обычных мобильных телефонов.
Сейчас ее аудитория достигла 9 млн человек. За использование контента
компания взимает ежемесячную плату с телекоммуникационных операторов.
Еще два направления бизнеса — мобильный маркетинг и создание онлайн-игр.
После появления системы облачной обработки данных и смартфонов компания
занялась созданием систем мобильных платежей и облачных приложений. В
2010 г. ее годовая выручка составила 253 млн евро ($361,9 млн).
Причем 90% этой суммы пришлось на зарубежные операции. Самый главный
конкурент Buongiorno находится в США. Это компания Motricity. Началось с шутки
Но начинался бизнес скромно. Впервые идея создать такую компанию
посетила дель Рио в 1995 г. Тогда он работал в консалтинговой фирме
Accenture и подумывал открыть свое дело. Однажды ему захотелось
разослать по электронной почте шуточное сообщение друзьям. Он хотел,
чтобы 12 человек улыбнулись, едва проснувшись. В конце 1998 г. уже
25 000 человек ежедневно получали сообщения от дель Рио. А к апрелю
1999 г. число подписчиков увеличилось до 50 000. Теперь дель Рио
рассылал не только шуточные послания, но еще и листинг интернет-ссылок
на музыкальные произведения, сообщения о времени начала сеансов в кино,
об открытии магазинов, записи концертов классической музыки и спортивных
событий. Первые инвестиции в бизнес составили 120 000 евро ($171 660).
Деньги вложили друзья и коллеги дель Рио из Accenture. Среди первых
инвесторов был и Касалини, который стал вторым после дель Рио
сотрудником новоиспеченной компании. В феврале 2000 г. дель Рио получил от инвесторов еще 4 млн евро ($5,7 млн).
Деньги в компанию вложили предприниматели из Пармы и других городов
Эмилии-Романьи, в том числе владельцы компании Barilla и семья
Марамотти, которой принадлежат MaxMara и фармацевтическое предприятие
Chiesa. Необычная политика К концу 2000 г.
Buongiorno уже открыла офисы в Лондоне, Париже и Мадриде. В каждом
представительстве работало 10 человек. Сейчас штат зарубежных филиалов
компании насчитывает 1000 работников. Вспоминая первые годы в бизнесе, дель Рио говорит, что «быстрый рост числа подписчиков на его услуги чуть было не привел к разладу в семье». Ведь для развития бизнеса он использовал семейный бюджет. Большинство
итальянских предпринимателей создают исключительно семейные компании.
Бизнес, подконтрольный одной семье, носит местечковый характер. Он
закрыт для внешнего мира. Однако дель Рио с самого начала придерживался
стратегии выхода компании на международный уровень. Поэтому провел серию
важных для компании поглощений в Италии, Испании, Нидерландах, Китае,
Японии и США. Сейчас он часто летает в Нью-Дейли, где недавно заключил
сделку с подразделением IBM в Индии. По
словам Касалини, Buongiorno придерживается гибкой политики в отношении
своих сотрудников. Недавно компания открыла филиал в Лондоне и
предложила некоторым своим пармским инженерам отправиться на работу в
Великобританию, если они того пожелают. Еще одна семейная пара, которая
работала раньше в пармском офисе, решила переехать в Австралию. Супругов
отпустили, но с одним условием: они обязались открыть в этой стране
филиал Buongiorno. Переломный момент в развитии бизнеса наступил в
2003 г., когда Buongiorno разместила акции на Миланской бирже.
Произошло это после обратного поглощения итальянской компании —
агрегатора музыки Vitaminic, которая в свое время была пионером рынка
загрузки музыки из интернета. Дель Рио приобрел всего 20% акций. «С
самого начала я хотел создать международную компанию и стать частью
большого рынка», — говорит он. Последнюю покупку Buongiorno cовершила
только в июне. Компания приобрела акции своего европейского конкурента
Dada.net. Миланский банк Mediobanca недавно известил Buongiorno о том,
что акции компании продаются на Миланской бирже на 50% дешевле, чем
акции подобных компаний на более крупных биржах мира. Делистинг с
Миланской биржи провели уже многие итальянские малые и средние
компании. Многие поступили так после того, как обнаружили, что плюсы от
листинга нивелируются затратами на создание и публикацию ежеквартальных
отчетов. Но дель Рио с порога отметает идею об уходе с биржи и снова
твердит: «Я всегда хотел, чтобы мой бизнес был частью большого рынка».
|